28 января 2009

Внесены существенные изменения в законодательство, регулирующее порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

26 декабря 2008 года Государственной Думой Российской Федерации принят ряд законодательных актов Российской Федерации, затрагивающих права и интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.

Среди них особого внимания заслуживают федеральные законы № 293-ФЗ и № 294-ФЗ, которыми внесены существенные изменения в Закон Российской Федерации «О милиции» и Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

До настоящего времени для проверки сведений о правонарушениях в предпринимательской сфере милиция была вправе: производить осмотр служебных помещений и досмотр транспортных средств; изучать документы; изымать образцы сырья, продукции и товаров для экспертизы; требовать проведения проверок и ревизий или самостоятельно проводить их.

Вносимыми в Закон РФ «О милиции» изменениями милиция лишается указанных полномочий. Это означает, что теперь сотрудники милиции при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений в предпринимательской сфере, должны будут руководствоваться только теми процессуальными правами, которые предусмотрены административным и уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, в рамках оперативно-розыскной деятельности милиция сможет беспрепятственно входить на территорию предприятия и его помещения, изымать документы и проводить проверки, но лишь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности.

Указанные изменения законодательства вступили в силу с 7 января 2009 года.

Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Установленная этим законом периодичность проведения контролирующими органами плановых проверок составляет не чаще одного раза в три года (ранее такие проверки могли проводиться раз в два года).

Соответствующие планы составляются ежегодно каждым из контролирующих органов и размещаются в сети «Интернет». Все эти планы органы контроля обязаны представлять в органы прокуратуры для формирования ежегодного сводного плана.

В Законе четко определены случаи, когда органы контроля вправе провести внеплановую проверку. К таковым относятся:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных  нарушений;
2) поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан,  вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Этот перечень является исчерпывающим, а это означает, что никакие другие обстоятельства не могут послужить основанием для проведения внеплановой проверки. Такая внеплановая проверка может быть проведена только после согласования необходимости ее проведения с прокуратурой.

Федеральный Закон вступает в силу с 1 июля 2009 года и распространяется на все контрольные мероприятия в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, кроме действий, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, следствием и судом, административным расследованием, прокурорским, налоговым, финансовым, валютным и банковским надзором.

В случае нарушения сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов при проведении соответствующих проверок действующего законодательства, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в органы прокуратуры о защите своих прав и интересов.        

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства