15 июля 2008

О результатах надзорной деятельности прокуратуры области за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в первом полугодии 2008 года

В первом полугодии 2008 года прокуратура области принимала активные меры к приведению нормативно-правовой базы региона в соответствие с федеральным законодательством, стремилась в полной мере использовать свои полномочия в предупреждении издания незаконных нормативно-правовых актов.

Прокуратурой области опротестовано и оспорено в судебном порядке 14 региональных нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному законодательству. Большая их часть (13) уже приведена в соответствие  с законом.

По заявлениям в суд и протестам, принесенным городскими и районными прокурорами, изменено и отменено 163 муниципальных нормативных правовых акта, по 99 оспоренным актам ведется работа по приведению их в соответствие с федеральным и региональным законодательством.

Прокурорского вмешательства требовали правовые акты, принятые властными структурами  по самым различным вопросам, в том числе в сфере защиты трудовых прав граждан, финансового, градостроительного, земельного законодательства и др.

В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» прокурорами проведен мониторинг муниципального законодательства.
Так как Указом предписано обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в части, касающейся административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности и избыточного контроля (надзора) за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствие с законодательством Российской Федерации, главам муниципальных образований прокурорами районов Астраханской области внесено 13 предостережений, в которых поставлен вопрос о необходимости приведения в соответствие с названным Указом конкретных нормативных правовых актов. Например, Положение о муниципальном  земельном контроле  на территории муниципального образования «Наримановский район», утвержденное Постановлением главы муниципального образования «Наримановский район» от 131.08.2005 № 159, не соответствует федеральному законодательству   в части периодичности проведения  плановых проверок. В этой связи прокурором Наримановского района главе Муниципального образования «Наримановский район» объявлено предостережение о недопустимости нарушений законодательства, связанного  с ликвидацией административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности и осуществлением контроля за деятельностью субъектов предпринимательства.

Приоритетным в работе органов прокуратуры  являлось своевременное пресечение фактов незаконного нормотворчества, придание надзору на этом участке упреждающего характера. В текущем году прокуратурой рассмотрено 32 законопроекта,  по 8 из которых внесены  замечания. Все дополнения и предложения, в том числе, редакционного характера, приняты во внимание при доработке законопроектов.

Прокуратурой области активно используется право законодательной инициативы. В первом полугодии 2008 года Государственной Думой Астраханской области приняты два закона, внесенные прокурором области, в том числе,  Закон Астраханской области от 28.05.2008№ 23/2008-ОЗ «О противодействии коррупции в Астраханской области».

Два  законопроекта, внесенные  прокурором, находятся на рассмотрении в областной Думе. В их числе проект  Закона Астраханской области «О внесении изменений в Устав Астраханской области».

В государственную Думу Астраханской области также внесен проект  Закона Астраханской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области». Внесение законопроекта обусловлено необходимостью совершенствования норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  повышения эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики, а также усиления координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными и исполнительными органами