12 мая 2008

Прокуратура выявила 37 нормативных правовых актов органов исполнительной власти области, создающих условия для коррупционных проявлений

В целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, прокуратурой Астраханской области осуществляется постоянный мониторинг регионального законодательства. В частности прокуратурой проведена проверка нормативных правовых актов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, то есть выявление противоречий и пробелов, позволяющих органам, и их должностным лицам злоупотреблять своим положением.

Проведенной прокуратурой области в текущем году проверкой нормативных правовых актов органов исполнительной власти области выявлено 37 изданных в 2006–2008 годах актов, создающих условия для коррупционных проявлений. Из них- 8 нормативных правовых актов не содержат порядок обжалования решений (действий) должностных лиц и коллегиальных органов.

Так, Постановлением Губернатора области от 09.04.2007 № 148  установлено, что членам делегации области и официальным лицам, участвующим в международных мероприятиях, возмещаются фактические расходы по найму жилого помещения независимо от предельных норм возмещения таких расходов для других лиц. Таким образом, члены делегации самостоятельно определяют уровень комфортности и стоимости снимаемых помещений, чем нарушается принцип эффективности использования бюджетных средств, закрепленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пункт 22 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства области от 07.09.2006 № 313-П, предусматривает отказ в переоформлении лицензии в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений без уточнения критериев полноты и достоверности. Таким образом, использование указанного основания отказа в продлении лицензии становится для должностного лица произвольным и, при наличии у него корыстной или иной личной заинтересованности, ведет к коррупционным проявлениям.

В связи с передачей субъектам Российской Федерации полномочий по лицензированию медицинских услуг расширен круг должностных полномочий комиссий по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Критерии оценки такими комиссиями лицензионных требований не установлены, что позволяет лоббировать интересы отдельных лиц (Постановление от 11.03.2008 № 66Пр).

Отдельные нормативные правовые акты содержат незакрытый перечень полномочий должностных лиц. Так, в постановлении Правительства Астраханской области от 26.02.2007 № 65-П, постановлениях Министерства социального развития и труда области от 15.02.2008 № 10 и Министерства промышленности, транспорта и связи от 03.12.2007 № 5-п должностные лица указанных ведомств наделены «иными полномочиями» без определения предела действия, что создает условия для злоупотреблений.

Утвержденный постановлением Правительства области от 31.08.2006 № 309-П Порядок определения органами местного самоуправления территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, позволяет должностным лицам по собственному усмотрению определять понятие места массового скопления граждан.

По результатам проверки прокуратурой области Губернатору области предложено внести соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты, в которых выявлены коррупциогенные факторы.

 

Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции