02 июля 2007

Состоялось очередное заседание координационного совещания руководителей правоохранительных органов области. Повестка дня - вопросы борьбы с незаконной миграцией, торговлей людьми, использованием рабского труда.

Как отметил председатель координационного совещания прокурор области Евгений Волколупов, миграционный поток ежегодно растет. Если в 2002 году через Астраханскую область, являющуюся по сути «воротами» в Российскую Федерацию со стороны Кавказа и Средней Азии, въехало 264 тысячи иностранцев, то в минувшем году количество мигрантов превысило 428 тысяч.
В текущем году из 200 тысяч въехавших иностранцев лишь 6 тысяч (т.е. 3%) прошли иммиграционный контроль, на учет поставлено 23 тысячи человек (т.е. лишь один из восьми). Значительная часть иностранцев остается в области – в основном это т.н. гастарбайтеры, стремящиеся устроиться на сезонные полевые работы либо наняться в строительные бригады. Однако, по официальным данным, трудоустроено в сельском хозяйстве, строительстве и торговле не более 6 тысяч человек.
Чем занимаются оставшиеся десятки тысяч человек  – никому не известно, однако на всех этих безработных, по статистике, людей приходится лишь 146 преступлений, чуть менее 2% от общего числа совершенных. Здравый смысл подсказывает, что именно в этой среде надо искать фигурантов по тем 5,5 тысячам преступлений, которые не раскрыты в настоящее время по области.
Именно на это должны быть ориентированы органы внутренних дел, подчеркнул прокурор области, а также на выявление и пресечение фактов организации незаконного пребывания иностранцев на территории нашей области (ст.322.1 УК РФ). Для этого необходимо систематически проверять общежития, гостиницы, дачные общества, а также субъектов предпринимательской деятельности, традиционно использующих труд иностранных рабочих.
При этом особо было отмечено, что целью контроля за миграционными процессами является не только соблюдение нашей собственной безопасности –  государственной, экономической, общественной, но и соблюдение предусмотренных российским законодательством конституционных и социально-экономических прав иностранцев и лиц без гражданства – при условии соблюдения ими всех предусмотренных нашими законами обязанностей.
С этой целью Управлению ФМС по области было предложено организовать самый строгий контроль за пребыванием лиц и обеспечением их социальных гарантий, а при выявлении фактов несоответствия условий проживания, оплаты труда и т.д. договоренностям проводить проверки в отношении работодателей по признакам ст.159 УК РФ – мошенничество.
Особое внимание необходимо уделять искоренению фактов торговли людьми и использования рабского труда, которые не только не изжиты, но и приобретают коррупционный оттенок. Свидетельство тому –  ряд уголовных дел: по факту использования рабского труда военнослужащего срочной службы, который по приказу военачальника охранял территорию базы коммерческого предприятия; в отношении сотрудников транспортной милиции, похитивших с целью выкупа граждан Таджикистана и Узбекистана; уже вступивший в силу приговор в отношении бывшего сотрудника наркоконтроля, торговавшего людьми.

Пограничному управлению, призванному стоять в авангарде борьбы с незаконной миграцией, координационным совещанием рекомендовано наладить взаимодействие с пограничными службами соседних государств с целью получения возможной информации, препятствующей въезду лиц на территорию области. А об обстоятельствах, препятствующих дальнейшему пребыванию лиц в нашем регионе, информировать миграционную службу и органы внутренних дел для принятия ими соответствующих мер.
Обсудив вопросы организации надлежащего контроля за миграционными процессами и тактику взаимодействия ответственных служб, участники координационного совещания пришли к выводу, что проблема незаконной миграции в России имеет государственное значение, и ее решение только силами правоохранительных органов нереально.
Многие вопросы связаны с принятием решений на федеральном уровне, которые должны сопровождаться выделением денежных средств. Это определение статуса Каспийского моря и российско-казахстанской границы, организация пунктов пропуска и постов иммиграционного контроля. Так, на полторы тысячи километров границы области приходится лишь 4 пункта пропуска, ни один из которых до настоящего времени официально так и не установлен.
В связи с этим на совещании принято решение инициировать обращение в администрацию области по вопросу создания большего количества пунктов пропуска с приданием им официального статуса, техническое оснащение которых позволило бы тщательно фиксировать прибывающих иностранных граждан и осуществлять их документирование. Положительное решение этих вопросов должно способствовать наведению порядка в миграционных процессах.

 

Старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ