Оценка целесообразности выбранной тактики лечения, иные вопросы, требующие специальных познаний, находятся вне компетенции определённой Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» компетенции органов прокуратуры.
Подобные обращения направляются для рассмотрения в соответствующие государственные контрольно-надзорные органы либо по принадлежности в органы государственной власти либо органы местного самоуправления, поскольку затрагиваемые заявителями проблемы не во всех случаях требуют вмешательства прокурора.
Контролирует предоставление государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения Управление Росздравнадзора по Астраханской области.
Вопросы организации лекарственного обеспечения, в том числе отдельных категорий граждан, относятся к компетенции Министерства здравоохранения Астраханской области.
К компетенции Управления Роспотребнадзора относится проведение проверки обращений по вопросам соблюдения медицинскими учреждениями санитарных норм и правил, защиты прав потребителей медицинских услуг.
В целях оперативного и квалифицированного рассмотрения обращений гражданам следует направлять свои жалобы по данным вопросам в указанные учреждения.
Защищать интересы пациентов в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» обязаны также территориальный фонд обязательного медицинского страхования и страховая медицинская организация, контролирующие объёмы и качество медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Кроме того, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Вместе с тем, большинство вопросов организации оказания медицинской помощи оперативно решается администрацией медицинского учреждения.
Например, вопрос выбора лечащего врача решается непосредственно в лечебно-профилактическом учреждении. В соответствии со ст. 58 Основ законодательства об охране здоровья граждан лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача.
О конфликтных ситуациях, фактах неуважительного, негуманного и невнимательного отношения со стороны медицинских работников и обслуживающего персонала, ненадлежащего исполнения ими должностных обязанностей следует сообщать руководству лечебно-профилактического учреждения для принятия конкретных мер.